Школьные времена с недетскими выводами
Родители Оли были военными, и жизнь их семью кидала по карте бывшей СССР без понятий о временных поясах и тысячах километрах. В первом ее классе за партами сидело всего четверо первоклашек, и девочка Оля не имела понятия – большой это класс или маленький, для нее, как и для всех первоклашек, первый учебный год был первым навсегда. Второй учебный год начинался в восьмистах километрах «от первого» и встречали его на этот раз всего два ученика.
Кроме количественного состава класса особенностей учебный процесс не нес, те же учебники, те же задания что и у всего населения бывшей страны, воспитывавшейся по единой программе. Вот и второй год близится к концу, правильно вы угадываете, Оле – пора переезжать и в этот раз она преодолеет семь тысяч километров и восемь часовых поясов и попадет в класс, средне статистический, с двадцатью шестью учениками. Мама Оли, женщина добрая, вразумительная, беседуя с директором новой школы, не утверждает о выдающихся способностях дочки, сдает ее в 3 «б» и напутствует дочку словами:
- Внимай всему тому, что слышишь, чаще задавай вопросы, ибо быть услышанной тяжело, а потеряться среди двадцати шести слишком легко.
Из страха потерять голос, стать вдруг пустым местом, эта девчонка всюду лезла с вопросами. «Нельзя говорить – я не понимаю, нужно говорить – объясните!».
…С вопросами и словами – объясните мне….
"А" класс – сильный класс. Всегда так. Поток учеников учителя для своего удобства делят сами: формируют в "А" – сильных, в "Б" – средних, в "В" – слабых..
Дети об этом еще не знают и догадались бы нескоро, когда б сами учителя не стали говорить им об этом:
- У тебя - средние знания! А ты - придурок, - словно приговаривая к неотвратимому сверлят тебя глазами.
- Да что с тобой разговаривать, мне б тебя довести как-нибудь до восьмого класса и спихнуть со своих рук. Вот в "А" классе умные дети, а что с вами, баранами, разговаривать.
Отчаянно и безнадежно звучат их слова. Тяжело знать, что ты баран. Тяжело ощущать себя бараном. Многих они (учителя) сделали баранами только своими словами. Может, если бы они говорили:
- Учись! Ты лучше! Ты умный! Ты можешь! – не было бы ни одного барана?
Может быть. Но вернемся к Оле.
Нет. Ей не говорили: - "Ты баран", но она слышала, как это говорят другим. Сначала ей было непонятно происходящее, несмотря на это ей было обидно за них. «Почему их обзывают?» Вопрос этот повторялся и повторялся пока не приобрел после вопросительного – восклицательный знак. "Какое право имеет учитель, который считается Учителем с большой буквы, обзывать других? Тем более учеников. Ведь он должен быть умным. Он должен учить, а не навешивать ярлыки. Не получается у Вас? Значит не учитель. Вы не имеете право обзывать их". Впервые это было сказано тихо, почти шепотом. Словно проверяя можно ли озвучивать свои мысли, она говорила это на перемене, наклоняясь почти к уху своей учительницы. И она ей ответила тогда, также задушевно:
- Посмотри сама – он же баран, ему хоть в лоб хоть по лбу.
В десять лет опешить можно от таких слов. Оглянувшись на класс с учительского места, она увидела своих сверстников, с которыми ей учиться и дружить.
Она продолжала задавать вопросы и к двенадцати научилась спорить с учителями. Она говорила:
- Не смотрите на него, посмотрите на себя. Вы. Вы! Вы не имеете права обзывать ученика, какой бы он не был. Вы должны пытаться научить его. Даже если у Вас не получается Вы все равно не имеете право унижать человека!
В третьем классе перед ней был один учитель, который вел все предметы, в шестом же – их количество достигло десяти. Передавая учеников с навешанными ярлыками из 3-го в 4-ый класс, из 4-го в 5-ый, учителя разводили рукам, не менялись и ничего не меняли.
Что 12-летняя Оля может сделать с десятью учителями.
А вот десять учителей с одним учеником могут сделать всё. Они его могут забить так, что тот не то, что потеряет себя, он действительно будет бараном. Ведь ему это твердят каждый день, на каждом уроке десять Учителей с "большой буквы".
Да, она подходит к каждому из этих учителей. Она не может изменить их, они так устали от всего и всех, но она подходит и пробует достучаться до них. Пробует – бесполезно.
Поступает по-другому. Оля подходит к нему – Грише.
- Гриша! Не слушай их, они не знают тебя, только ты знаешь себя, не позволяй им оскорблять себя. Дерись. Обзывай их, плюй им в лицо! Я не могу это сделать за тебя. Я могу только подсказать тебе, как с ними бороться.
У Гриши получилось. Умница! Молодец. Так им! Пусть знают наших.
Возьмите соседний "В" класс. Гриш 25 человек. Их обзывают уже не как личность в отдельности, их вообще называют стадом. Скольких может научить подобная Оля? Она может научить каждого? Трудно.
Если заняться арифметикой - проще научить десятерых учителей. И она решила бороться!
Что же из этого получилось?
- Леонова подстрекательница!
- Леонова - заводила! К директору! Родителей в школу! К завучу! Поведение: Два.
Дневник у Оли красный от записей по поведению, пятерки в клеточках по предметам теряются в красных строчках:
- Поведение: Кол.
Единица красуется на полстраницы:
- Родителей в школу! К директору!
- Ты ДРЯНЬ! ХАМКА! – летят в сторону Оли обвинения.
И вызывают к директору.
- Оля, почему ты доводишь Марину Степановну, она ведь старше тебя, ты должна ее уважать, - говорит директор.
- Я не могу ее уважать, она оскорбляет своих учеников. Она никакой не Учитель!
- Что Марина Степановна сделала? Кого она оскорбила? – спрашивает директор Светлана Ивановна.
Отвечать ли? Стоит ли вступать в полемику? Оля пробует:
- Если я расскажу, что Вы можете сделать чтобы ее изменить?
- Я могу вызвать её к нам, и пусть она услышит, что ты о ней думаешь, – предлагает директор.
- Вызвать-то Вы ее можете, но я ей это уже говорила. Вы можете что-то сделать еще? – спрашивает Оля.
- Она попросит прощения перед тем учеником, которого она оскорбила.
Ольга так и не сказала Светлане Ивановне, как зовут оскорбленного.
- А если этот ученик не придет к Вам в директорскую? Если он не хочет жаловаться? Если ему стыдно? Если она его так часто унижала, что у него теперь просто нет сил, вообще ходить, не говоря о гордой осанке и высоко поднятой голове?
- Вы понимаете?! – кричит Ольга, - что она его уже убила своими оскорблениями, что даже если она извиниться перед ним… Сейчас уже поздно!?
Директор обещает Оле, что поговорит с учителем, что объяснит той, что так нельзя.
Олю вызывали к директору, чтобы наказать...
Обнадеживает одно - директор не похож на Марину Степановну.
Но таких "Марин Степановн" еще девять. У Оли "неуд" по поведению и соответствующая репутация.
Для кого она дерется с учителями? Её ведь никто не обзывает. Пока никто. Она учится драться с миром, дерясь с ними. Она знает, что когда-то придется драться за себя. Значит, она дерется не только для того, чтобы защитить слабых, но чтобы уметь самой в нужный момент постоять за себя.
И вот она закончила восемь классов. Кто же еще вместе с ней будет переходить в 9 класс. Возможно, для кого-то это был выбор – учиться ли дальше в школе, а для кого-то было безапелляционным решением – уходить. Переход в 9 "А". Для того чтобы набрать полноценный девятый класс объединили три восьмых класса. Из 8 "Б" перешло всего два человека: Оля и ее подружка Ирина. Из 8"В" ни осталось никого - весь "В" класс рассыпался на всех тех, кто ушел работать в колхоз и тех, которые ушли в училища на поваров и швей-мотористок. С 8 "А" из 26 человек осталось 24.
Оля оказалось опять в новом классе. В "А" классе. Кто ты здесь Оля? Ты баран для них? Среди них? Возможно. Их большинство. Ты одна. Ну что ж. Поживи в новых обстоятельствах. Тебя почему-то избегают. Обходят стороной. Смотрят на тебя искоса. "Что с ними? Почему так происходит?" Она пока не знает и понимает, что нужно смотреть насторожено, быть внимательной и обязательно все станет ясно.
Абсолютно неожиданно среди рассуждений о том, что же будет с ней дальше, как снег на голову возник урок Марины Степановны. Теперь она будет вести новые предметы – "Политологию" и "Новейшую историю".
Какое сегодня число? 5 сентября? Начало учебного года.
Урок начинается по-новому. Первая фраза Марины Степановны:
- Ну что Леонова? Как тебе в "А" классе? Среди умных, чувствуешь себя дурой? Легко было быть умной среди баранов, - заканчивает она фразу и с победным видом садится на стул за своё учительское место.
"Классный вопрос! Что ж, Падла, ты делаешь?! Как мне ответить тебе, Марина Степановна? Мне же не до тебя. Мне важно, что сейчас подумает обо мне эти 25 человек. Мне с ними два года учиться в одном классе. Что же мне сейчас… огрызаться с тобой? Бросаться в драку? Ты-то, Марина Степановна, знаешь, что я могу, но эти 25 человек... Понятен ли им будет мой взрыв, и как будет оценен?"
Пока она молчала, прошло минуты три, может секунда, но 25 пар глаз устремили свой взгляд на Олю, в ожидании ответа. И даже ее подруга Ирина смотрела и ждала...
Так бывает, и со мной тоже происходит. Тебя провоцируют и ожидают твоей реакции. И для тебя в такой миг важно каждое слово и кажется от того как ты ответишь, зависит все твое будущее.
Такие простые по сути слова облепляют тебя, загораживают свет, поглощают ум и тело.
"Мне нужно ответить. КАК? Как сейчас мне ответить?"
- Марина Степановна, я знаю, что я нахожусь среди умных людей, - обращается Оля к учительнице.
- Я знаю, что вы сильный класс! Теперь я оказалась среди вас, сильных и умных, - это обращение к классу.
Она продолжает стоять и разговаривать с ними, сидящим впереди, которые развернули головы и с любопытством наблюдают, что последует за этой тирадой.
- Что могу сказать я вам? Я буду стараться. Буду…
Кто-то из них улыбается. Кто-то уже отвернулся и продолжает играть в крестики-нолики.
Секунда напряженности прошла.
Им что-то ответили и этого оказалось достаточно.
Но для Ольги этого мало. Марина Степановна тем временем успела заняться своими делами. "Оля выкрутилась", - так она подумала.
А Оля хочет еще что-то сказать:
- Марина Степановна! Я хочу с вами поговорить после урока, можно?
- Можно, можно, - отвечает ей.
Урок закончился. Ольга сидит с Мариной Степановной в опустевшем кабинете. Смотрит на нее. Та смотрит в газету.
- Ну что? – откладывая газету из рук Марины Степановны, спрашивает Оля. - Я как? Справилась?
- С чем справилась?- недоуменный вид Марины Степановны может насторожить случайного зрителя.…
Но вокруг ведь никого нет кроме их двоих. Играть не перед кем.
- Вы ведь специально задали этот вопрос, специально сделали это при них, чтобы убедиться, что мне нечего ответить? И я всего лишь спрашиваю Вас и говорю Вам: "Оцените Марина Степановна!" Я справилась? Я выкрутилась? Не потеряла себя и не упала перед ними?
- Да, - грустно отвечает она.
И продолжает весело:
- Но я буду еще и еще раз ставить тебя, Оля Леонова, в такие ситуации. И докажу тебе, что есть умнее тебя и что ты ничего не стоишь.
Они смотрят прямо в глаза друг другу, сидя по разные стороны парты, склонились над газетой «Комсомольская правда».
Ольга отступает первая, ей вдруг кажется, что разговаривать дальше бесполезно и поддавшись назад она говорит:
- Ладно. До свиданья, Марина Степановна, мне на географию пора, а Тамара Николаевна очень не любит, если опаздывают на ее урок.
Оценивая эту ситуацию, прихожу к мысли о ее похожести с поговоркой о свиньях и метании бисера. Ольга решила не метать бисер перед Мариной Степановной? А может быть есть в этом смысл, и стоит это делать? Для того чтобы тебя лишний раз не трогали, не оскорбляли и не искали повод? Может да? А может не стоит?
Марина Степановна же тем временем не оставляет попытки задеть Ольгу, и каждый раз это происходит все больнее и больнее. Это попытки найти волка в человеке и заставить его поддаться инстинктам зверя, его способности нападать и кусаться.
Прошел год среди новых сверстников, он был ознакомительный и познавательный. Ольга освоилась и опять же не потерялась среди массы. Класс ее признал, все она может и умеет, и подруга она и друг. Но вот Марину Степановну достала Оля своей непробиваемостью. Однажды, на уроке истории, происходит срыв и обращаясь ко всему классу, Марина Степановна прокричала:
- Посмотрите на неё! Она же вас всех считает дураками!
И Оля встает со своего места. Про нее говорят! В нее тычут пальцем! Её при всех хотят унизить?! 25 пар глаз опять смотрят на нее. Мертвая тишина в классе. На уроках истории это редкость. Только крик Марины Степановны срывающийся на вопль. Мегера. Красное лицо, слюни летят. Но не это главное.
Все тот же класс впереди, и тот же учитель на своем рабочем месте, и все же – все иначе. Ведь теперь 25 человек уже имеют какое-то представление о Оле. Теперь они с новым интересом наблюдают, что покажет Оля. Марина Степановна тем временем продолжает:
- Она же держит вас всех за баранов и только как будто бы она умная. Она - эта Леонова считает вас всех ничтожествами!
Твой Оля час! Вперед! Марина нарвалась! Оля оторвется?
- КТО КОГО считает КЕМ?- спрашивает Оля у нее.
- ТЫ считаешь ИХ дураками!
- А может это Вы считаете нас дураками? А может это Вы мне хотите сказать перед всеми, что я дура? И унизить меня перед всеми?
- Да! Да! Ты дура!
"Ха-ха. Не выдержала Марина. Надо же, какая же она сейчас смешная, волосы в разные стороны, бегает по классу...
Это театр. Это жизнь. Ужасная. Здесь столько боли, но Вы хотите зрелищ?"
Ольга стоит. Весь класс сидит. Они улыбаются. Они предчувствуют бойню и запах крови. Капли адреналина сгустились в воздухе.
Марина Степановна на взводе она наоралась и опускается на стул.
- Можно мне начинать держать ответ?- говорит Ольга, не узнавая своего голоса.
Она начинает задавать вопросы. Тихо. Медленно. Каждое слово – камень.
- Кто Вы такая?
Кто ВЫ такая Марина Степановна?
Что Вы хотите от меня?
Вы хотите, чтобы я начала Вас обзывать? Не дождетесь. Я сделаю хуже.
Вы сядьте, сидите, Марина Степановна. Теперь буду я говорить.
Знаете, чем Вы отличаетесь от Тамары Николаевны?
Знаете, почему на ее уроках тишина стоит, такая, что слышно как летит муха?
Потому что она заставила нас – своих учеников уважать себя.
Вы этого не умеете. Поэтому Вас никто не слушает. Поэтому нам всем плевать на Вас. На Вас с Вашими тремя высшими образованиями и Вашими красными дипломами.
Вы не учитель.
- Как ты смеешь мне это говорить?
- Нет уж, моя дорогая Марина Степановна, я пять лет молчала, теперь Ваша очередь слушать. Мы пять лет терпели унижения и оскорбления от Вас. В моем лице говорим все мы.
- Я старше тебя, я мать...
- В-ы-ы мать? Кто ваши дети?
"Что я делаю? Оля, что ты делаешь? Не-ельзя-я так".
Звонит звонок. Её дети. У неё два сына, оба в тюрьме. Один вышел недавно, другой еще сидит.
"Что ты наделала Оля?"
Театр? Гладиаторский бой. Кто убит? Она? – Да. А Оля победила?- Нет. Кто доволен?- Зрители. Они выходят из класса. Они пожимают ей руку. Они хвалят ее. Они говорят, что она отомстила за все года, которые она их "учила".
Шок. Дрожит каждый нерв. Оля с Ириной спускаются медленно по лестнице. Мир вокруг нее застыл. Она переступает по ступенькам, спускается вниз. Она летит вниз – в бездну боли. И вдруг – опять все ясно, опять все задвигалось вокруг нее, смех, радость.
Я вижу ее сидящей на первом этаже школы. Я наблюдаю за ее пробуждением. Ее новым осознанием, такая четкая картина! Уже сделано. Уже сказано. Ничего уже не вернешь. Не изменишь. Спокойно так. Всего мгновение спокойно.
Идет Марина Степановна. Проходит мимо. Мир опять словно остановился. Она делает шаг, (одна минута, две, три, четыре, пять) второй шаг... Как медленно она идет...
Она не замечает никого.
Ирина подталкивает локтем Олю, говорит:
- Смотри, она идет.
Ольга предельно отчетливо видит потерянного, поникшего, ослабленного человека. Он идет один, один в этом мире. И плачет.
- Ирина! Она плачет? Она что плачет?- выкрикивает Оля.
Она словно взрывается.
"Божеее!
Что я натворила?
Простите!!!"
Она бежит за ней. И догнала ее. Она берет ее за руку, аккуратно. "Что мне сделать? Как мне сказать?"
- Марина Степановна! Милая моя, простите меня! Простите! Простите!..
- Оля...
- Марина Степановна не плачьте, простите, простите меня! Только не плачьте!
Этих двоих никто сейчас не видит и не слышит. Только девочка и учитель. Их толкают, снуют вокруг них. Школьники. Коридор. Большая перемена. Мальчишки с ватрушками. Кто-то падает, встает.
Никого нет.
- Ну, посмотрите на меня! Я же глупая девчонка. Ну, зачем Вы слушали меня? Вы же сильная такая! А я глупая, я не хотела сделать Вам так больно.
Марина Степановна плачет.
Ольга обнимает ее, гладит по волосам. Медленно. Она никогда в жизни больше не сделает то, что сделала.
- Оля, - говорит Марина Степановна, тихо всхлипывая. - Тебе будет тяжело в жизни с таким характером. Нельзя быть такой жестокой.
- Я не буду, - обещает Оля.
Теперь она пообещает все, что только можно. Лишь бы остановить слезы и уменьшить боль.
Она чувствует эту боль всем телом. Жалость и любовь переполняют ее. Этот учитель сделал ее сильной, заставил научиться бороться.
Еще он ее научил. Научил не быть жестокой.
Прошло полтора года. Ольга учится в институте. Ей передают какие-то знакомые, что Марина Степановна умерла совсем недавно. Она покончила с собой? У нее не выдержало сердце? Неважно, что было за день до ее смерти.
Но умерла бы она, если бы Ольга тогда ее не убила?
Вспышка гнева, непомерная злость, ненависть, возникающие всего лишь в результате задетого самолюбия лишают человека жизненных соков, и приводят к его смерти. Они ослабляют его пропорционально вложенной силе ярости и человек медленно либо быстро умирает. Оля сдерживала себя в течении 5 лет, могла бы она помолчать и еще один год, и возможно тогда бы Марина Степановна не умерла. Но пост-фактум уже ничего не изменишь, не вернешь и уже больше никогда не представится возможность раскаяться и попросить прощения еще раз. На одной чаше весов унижение, на другой, как цена оскорбления, чужая жизнь. Каждый делает свой выбор.
Ольга же сделала свои выводы, и теперь она только может не убивать других.
Когда Вы делаете кому-то больно, Вы понимаете? Что вы делаете? Вы знаете, какое оружие у Вас в руках? А знаете ли Вы, какую рану Вы наносите этим оружием?
А если он умрет? Тот враг, с которым Вы боретесь. Если он пойдет и покончит жизнь самоубийством?
Вы. Вы хотите этого?
Кто выиграл?
Вы выиграете?
Вы проиграли.